Началось все с того, что Wildduck, очевидно, начитавшись разных похвал фф11, сагитировал сыграть в нее компанией. В итоге нас набралось четверо и мы, воодушевленные перспективой побегать в фф11 месяц так за $10, которые она стоила в стиме (с бесплатным месяцем игры в комплекте), радостно все ее и приобрели.
Потом мы ждали, пока дохуя гигабайт неспешно так скачаются.
Потом нас встретил плейонлайн (обязательный клиент, через который (и только) работает фф11). И начал качать всю игру заново. С нуля. Мееееееееееедленно.
Вопрос: зачем тогда вообще загружать всю игру на стим? Почему не оставить там только плейонлайн-клиент, раз ваша дебильная игра нуждается в докачке десятков тысяч файлов? И вообще, почему нормальные издатели умеют выкладывать в стим полные версии игр?
Примерно так выглядит первый день игры в фф11. Без шуток, это говно заняло добрые сутки (не смотрите на эти 8 часов, скорость понижается, а потом это всё еще и устанавливается, а потом просит себя перезапустить и начинает со скрипом всё валидейтить).
После всего этого говна там надо регистрироваться. Отдельный аккаунт для плейонлайн, отдельный аккаунт для сквареникса, отдельный аккаунт для игры, отдельный аккаунт для content ID -- ЧТО ТАКОЕ КОНТЕНТ АЙДИ ВАШУ МАТЬ ГОВОРИТЕ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Нет, серьезно, сквареникс до сих пор не может понять, что никому вообще не нравится плодить миллионы не пойми зачем нужных аккаунтов. Вообще сейчас в интернете половину вещей можно делать, не выходя из гугла (в бложик этот писать, например, под емейловой учеткой, созданной черте когда). Хуже, чем у сквареникса, я регистраций не видел нигде.
В процессе они еще просят кредитку. Мол, у вас месяц халявы, всё ок, только кредитку все равно давайте. На этом моменте отсеялась наша соратница номер четыре: сколько она ни билась, ее карточку плейонлайн так и не принял.
Нас осталось трое -- пока остальные в муках докачивали игру. я решил зайти посмотреть, что там да как. Создал персонажа - девицу-хумана, воровку. Долго перебирал имена, занятыми оказались все, которые только придумывались. Остановился на Апатии.
Долго читали про то, на какой сервер пойти, все русские хором кричали о фениксе or something, а оказалось, что рега туда выпилена. Окей, пошли на другой. В качестве стартовой локации выбрали Басток - хуманский город.
И да, всё это время игра развернута на полный экран в каком-то дико низком разрешении, выглядит как страшное говно и орёт музыкой шопиздец. Никаких опций нет (и вообще, опции там привязаны к персонажу, так что до загрузки перса каждый раз приходилось видеть и слышать игру в ее изначально-уебанском виде).
Окей, начинается игра, мне показывают какую-то невнятную сценку, и я в городе.
...
...
...
...
What.
Я такую хуйню могу припомнить только в одной игре. фф1. Когда партию просто спаунит на полянке у Корнелии -- и ебитесь дальше конём, господа, игре на вас похуй. И фф11 ВСЯ такая. С первой же минуты она демонстрирует, насколько ей на игрока похуй. Ни объяснений, ни указаний, куда идти, что делать, ничего. Заплатил денежку - вот тебе Ванадиэль, живи там, мы разрешаем. Оооооок.
Полез в настройки искать, как убавить громкость (невозможно же, она орёт!) - настройки громкости оказались во вкладке Gameplay. Настроек графики нет вообще. Настройки управления почти прямым текстом говорят: играй на геймпаде или пизданёшься (я пизданулся). Единственное адекватное клавиатурное управление - то, которое рассчитано на кастрированные ноутбучные клавы без нумпада. Фак мой мозг.
Так вот, стою я всё это время, значит, в городе. Не Зажопинск какой-нибудь, а один из стартовых городов на весьма населенном сервере. Стою. Потом бегаю вокруг, смотрю: везде неписи. Минут 10 бегаю, ни одного живого человека. Вот так меня встречает ММО.
Ответ оказался простой: меня отспаунило не у тех ворот. Когда товарищ наконец-то зашел в игру, мы еще полчаса не могли друг друга найти, потому что его поместило в правильное место для спауна, а меня - в никому не ужной пизде города. Замечательно.
Вышел из игры, пошел искать графические настройки в специально прилагающейся для этого утилите. Выставляю там разрешение, выставляю оконный режим (ну правда же, не играть же в скучную грайндовую ММО в полноэкранном!), запускаю игру - нихуя не изменилось! Бился об эти настройки полдня, после чего выяснилось, что мы скачали из стима американскую версию игры, а потом все её файлы при апдейте поменялись на европейские, и утилита срёт в реестр записями про американскую игру, которые европейка считать не может. Как можно заставить игру хотя бы выглядеть не как самое позорное говно в мире? Лезть ручками в реестр и в нём править записи самостоятельно.
Скачал програмку Windower, призванную обеспечить адекватный оконный режим. Да, в утилитке его типа как можно было поставить, но это сквареникс ввела совсем недавно, а до этого играть в окне было просто запрещено - мол, чтобы не читерили - и игра при переходе в другое окно просто вылетала. Сюрприз: даже в оконном режиме без виндовера при alt+tab она крэшится. Да и с виндовером она не очень подружилась: при попытках снять через него полноразмерный скриншот она вылетала. Пришлось довольствоваться ее собственными скринами - без интерфейса и в нативном разрешении - 512х382. Прочел попутно, что Square Enix банила людей за
использование Windower как сторонней программы.Захотелось засверлиться.
Схожее желание появилось и у нашего третьего соучастника, большого любителя WoW, когда он попытался в фф11 играть. Давайте я попробую прояснить, как работает боевая система в фф11: персонаж, значит, бегает по полю, видит врага. Надо ткнуть на врага, потом еще раз, потом выбрать в менюшечке атаку, и персонаж побежит врага этого самого пиздить. А враг, соответственно, будет отвечать. И, значит, эти два долбоёба будут мутузить друг друга, пока один из них не помрёт. Всё.
Можно сказать, что к этому можно подвести любую боевку любой рпг, но поймите - в этом случае я не утрирую. В фф11 просто-напросто больше нечего делать, кроме как размениваться ударами, как в каком-нибудь дебильном данжен-кролере. Раз в пять минут персонаж может использовать свой скилл (ух ты!), толку от которого все равно мало. И иногда еще можно использовать скилл оружия для лишнего удара, если шкала ТР достаточно заполнена. Но и всё. В ЛЮБОЙ другой финалке (даже в сраном уёбищном Chocobo's Dungeon, где бои так же проходят) можно по крайней мере лечиться. Здесь - нет (ну, если вы не белый маг). Нет поушенов. Точнее, есть, но они лечат очень слабо и стоят очень дорого. В смысле, ОЧЕНЬ. А деньги тут падают только из человекоподобных врагов вроде гоблинов, до которых еще качаться и качаться.
На самом деле, это всё, что тут можно делать - качаться. Вот таким образом. Увидел шершня, проверил, чтобы тот был левелом пониже и не нес опасности, подбежал, запинал, после этого сидишь еще добрую минуту и ждёшь, пока твой персонаж отрегенит себе назад потерянное здоровье - иначе можно следующий бой и не пережить. Отрегенился - вперёд, в бой. А теперь вопрос:
Question: Why play FFXI when you can anjoy AIDS?
Ну, то есть, товарищ задался не вовсем этим вопросом, там вместо спида был вов. Хотя какая разница? Побегал он, в общем, заебался воевать с управлением (играл за белого мага, захотел как-то полечить соапртийца, и пока пытался попасть мышкой в его хитбокс, тот помер уже) - и снёс фф11 к чертям. Жаль, что не помучался дольше, конечно, а то, может, и написал бы про неё что-нибудь в духе того, что он писал про фф13.
А я остался качаться. Скучно донельзя, по по крайней мере не напрягает - и то хорошо. Я так же качался в нес-версии фф1, помнится, - зажимал кнопку и ускорял эмулятор в пять раз, чтобы поскорее результат был. Тут не ускорить ничего, правда. Вообще, знаете, в чем единственная, наверное, разница фф11 и фф3 (3 - потому что все-таки какие-то скиллы есть, и профессии менять можно)? В том, что в фф3 (да и в фф1, да) у нас под контролем была партия. Несколько персонажей. Не один. Это позволяло хоть какую-то стратегию выстраивать, хоть какое-то удовольствие от процесса получать. Да что там -- эта стратегичность боёвки и является главным элементов всего геймплея финалок! А в фф11, если на ранних левелах качаться в партии, то хуй в нос, а не опыт. Любой гайд и любой игрок рекомендует вступать в партии уровня так с 10-12. До этого - часы унылого кача. С потерей экспы при гибели.
Вы понимаете теперь, почему меня взрывают речи Танаки вида "фф11 - самая репрезентативная из всех финалок"? Блядь, да за такое сразу вешать надо на соседнем дереве с Ториямой и его анальными друзьями.
Оу, и я совсем зыбал рассказать про скиллы. Вот, например, вор. Стартовый его скилл - Perfect Dodge, возможность раз в два часа включить себе 100% уклонения от физатак на полминуты. На лв5 появляется Steal, который никогда не работает. На лв15 - бэкстаб, позволяющий наносить крутой дамаг сзади (кажется, ежеминутно) и делающий вора, наконец-то, полезным команде (на этом левеле, гвоорят, он ДДшит лучше всех). На лв25 появляется возможность ненадолго включить скорость бега, как у чокобо. На 30 - еще одна мощная атака, на 35 - Mug, на 40 - Hide, обнуляющий аггро. Всё. Классный скиллсет, правда? Много стратегии на нем можно выстроить, правда? Разнообразный геймплей, правда?
Но - да, ММORPG ведь не только из боев сделаны, но еще и из квестов. Вы, наверное, думаете, что хуже, чем с боёвкой, тут уже ни с чем не будет - хоооохохохохохо, купо.
- Локации огромные, NPC здесь сотни, и невозможно отличить праздношатающегося оболтуса от человека, готового дать задание.
- Даже если удастся найти NPC, дающего квест, никогда невозможно понять что же нужно делать для того, чтобы выполнить задание.
- Журнал квестов сверхневнятен, в нем невозможно понять вообще ничего. Даже месторасположения ключевых неписей.
- Даже если использовать всяческие гайды, ориентироваться по здешней карте – настоящая пытка. Серьезно, следуя прохождению, я искал нужного непися в конкретном сегменте карты минут 10, наверное.
- Здешние квесты все как один унылы и примитивны, и выполнять их не хочется совершенно. «Пойди туда, поговори с тем-то, возьми предмет, принеси назад». Why should I care?
- Дохуя квестов просто не дают, говоря, что недостаточно
длинный пенисбольшая репутация. Репутацию можно качать только сюжетными квестами. И только. Застрял в сюжетном квесте - всё, полощи горло хуями, пока не выполнишь.
Естественно, на сайдквесты я, промучившись целый день (без шуток) в попытках по гайду найти каждого нужного NPC, положил bustersword хуй, но на сюжетные квесты еще надежда оставалась -- все ведь хвалят здешний сюжет! Так вот, прихожу я к Сиду--
(хуже, чем в фф10, он, конечно, не выглядит, но старается)
и он такой - нуок, вот тебе девайс, сходи нырни с ним в болото. Ок, не вопрос, сходил. Он такой - ХМММММ, а тут к нему приходят какие-то другие персонажи, о чем-то с ним болтают, я НИХУЯ НЕ ПОНИМАЮ, никого из них даже запомнить нельзя, они все унылы шопипец, и тут Сид мне говорит - иди в пещеры, там живут кадавы (это такие черепашки-ниндзя, только не ниндзя), собери мне с них фетишевый сет брони.
Я старался. Честно.
Я долго качался, чтобы выживать у кадавов (левел так 13 минимум там нужен, а партию не из кого брать, никто там не ходит). Много умирал (а смерть переносит назад в город, из которого бежать до пещеры с кадавами 15 минут - задумайтесь только!). И пиздил гадов, валил их десятками. Впустя примерно дохуя мучений мне дропнулся один кусок нужного мне сета брони.
Один из четырех.
Я пошел и почитал в гайде про этот квест: у каждого айтема что-то вроде 2% шанса дропа.
Мне нужен полный сет, чтобы закончить сраный третий по счету сюжетный квест. Без которого я дальше не могу сделать нихуя.
[/Final Fantasy XI]
Ну, почти.
Бегая там туда-сюда, я, наигравший уже весьма так много, случайно натолкнулся на стражника, который начал мне давать советы, как играть. И давать мини-квесты вроде "докачайся до 10 уровня", "побей гоблинов" и прочее, которые у меня автовыполнились. Последнее его задание - пройти в центр третьей локации от города - в общем, сходить туда, где монстры злые. Отправились туда вдвоём.
(ну вы поняли, как Wildduck своего персонажа назвал)
Долго шли и наконец дошли. До локации. Пошли налево - нас загрыз цветочек нашего же уровня. Подняли по левелу, пошли на право - ящерицы. Убили одну, подлечились, убили вторую, подлечились, осталась третья, последняя - и во время того, как мы ее пинали, из ёбаного ничего за нашими спинами отспаунилась ещё одна и начала нас грызть. Афтефын надел воскрешающие сережки, Апатия побежала - обернувшись на повороте, увидела, как Афтефын жертвует собой в лучших традициях фф4, воскрешается и жертвует собой еще раз. После чего ящерица развернулась и с бешеной скоростью принялась наверстывать немалое расстояние до Апатии - и если бы не полуминутное бессмертие, Апатия так бы и не добежала до границы карты - у нее в итоге остались жалкие крохи здоровья. Да, здесь от монстров убежать невозможно, если ты не вор 25 уровня. Феникс дауны? Какие феникс дауны?
Сделал двухнедельный перерыв, прокачался до 15 уровня, с чистой совестью пошёл искать партию - могу быть полезен же. Спустя час беготни
нашелся-таки человек, который меня позвал в команду. Пишу ему «качаться в
пустыне?», он отвечает «да» и бежит в другую сторону.
Еще через полчаса собрались-таки в пустыне, где все всегда партиями дрочат крутых мобов поодиночке. Бьем овец. Это примерно так же увлекательно, как
и 20 часов одиночной игры до этого. Плохо держим аггро, в трех боях дважды
гибнет наш белый маг. В итоге на нас набегают невесть откуда взявшиеся гоблины
и всех убивают. Fin.
Перегруппировались, набрали партию из шести. Сели в безопасном
углу карты, один выбегает, приводит ко всем монстра, те его пинают скопом. Уровень
партии зачем-то форсированно понизили до 14-го, что автоматически наложило
запрет на единственную мою полезную абилку. Оооок. Все постоянно срутся между собой, словно это не кооператив в фф11, а версус-матч в КС. Ооооок. Смотрю на число получаемого потом и кровью опыта: оно меньше, чем экспа, получаемая в соло за быстрое убиение слабых мобов. Оооооооооооок.
Через некоторое время
опять из ниоткуда появляются гоблины и закатывают в песок всю партию. Кто-то
пытается бежать, но в живых так никто и не остается. Потеряли как раз
накопленный этой нудятиной опыт. Ооооооооохуеть просто. Ебал я эту игру и всех ее создателей.
...
Но и это еще не все!
Прошел, значит, месяц с тех пор, как мы игру купили. По логике, нас должны были бы спросить, не хотим ли мы продолжать в неё и дальше играть -- но ни письма, ни инвойса, ничего нет. Игра продолжает работать. Никакой информации нигде нет.
В итоге ответ нашелся только на
каком-то дремучем форуме. Square Enix действительно автоматически продлевает подписку
без спроса до конца календарного месяца. Если ты отыграл хоть один денек конкретного месяца, ты платишь за него полностью. То есть, на пальцах: мы купили игру 9 апреля. Нам сказали, что месяц бесплатно, НО уже из-за того, что мы играли в фф11 в мае, мы платим за весь май. Календарный. За вычетом тех 9 дней, что у нас сохранились как бесплатные. Does this make any sense? Представляете, как радостно тому человеку, который бросил фф11 сразу же, но не отменил подписку, понадеявшись на то, что у сквари будет как и у всех нормальных людей?
Тем временем фф11 исполнилось девять лет. В городе появился мугл, раздающий по такому случаю праздничные платья (характеристики - говно, но выглядит хоть по-человечески). Естественно, через небольшое время весь город ходил в одинаковой одежде.
Вот это, по мнению авторов фф11, называется "праздник". Да, это единственное его отличие от обычных серых будней. Точнее, есть еще в дальних землях особый квест, но мне его все равно недали: я же не наманчил говно для Сида.
Final push: решил. что раз все равно тут всё уныло, покатаюсь хотя бы на чокобо. Естественно, никто даже не пытается в самой игре объяснить, как это делать - мол, нужна лицензия, ебись конём. Гайд говорит, что нужно набрать 20 левел, добраться до города Джуно (в самом центре карты мира, локаций так через пять-шесть от Бастока), где накормить чокобо пятью травками. Травки почему-то дропаются со сраных кроликов в болоте.
Два дня в болоте за манчингом травы и постоянным харассментом со стороны вездесущих гоблинов. трава гет, лв 20 гет. Побежал, обходя всяких мальборо стороной.
Через час бега прибыл куда
надо, нашел чокобо. Чтобы добиться его расположения, надо его потчевать травкой
раз в сутки местного времени – что примерно равно нескольким часам реального. И
так – пять раз. Сидеть сутки кряду, куковать, ждать, пока сраная птица пожелает пожрать. Хочу посмотреть на человека, который решил, что это может доставлять удовольствие. Oh wait, Танака.
ШАШАН-МИШАН!
В общем, откормил чокобо, получил
лицензию, посмотрел на выходе из Джуно вступительный ролик к сценарию Crystalline Prophecy. Моя героиня –
избранная, ну конечно. Послал всё к хуям, поехал кататься.
Ну вот, в общем-то, и всё. Объездив все, что мог, я отменил подписку и снёс фф11, never to reinstall it again. Сказать, что она ужасна - ничего не сказать. Весь здешний геймдизайн словно перекочевал из фф1: от заунывной боевки до нихуя-не-понять-что-же-делать-квестов. Она настолько не-юзерфрендли, насколько это только восможно. Ванадиэль большой, достаточно красивый для игры 9-летней давности, но пустой и скучный. Меня, конечно, будут пинать в комментах люди посвятившие фф11 дохуя времени и смирившиеся со всем этим говном (предвижу комментарии вида "дальше там лучше" и "на 75 уровне...") или же просто любители ММО, обмазывающиеся этим говном регулярно и с удовольствием -- но мне как-то похуй. ММО - это немного не то, что я жду от номерной Final Fantasy. Особо одаренные рецензенты вообще говорили, что фф11 - это смесь JRPG и MMORPG, но от JRPG тут нет ничего. Вообще ничего. Да и от финалок, прямо говоря, тоже: любая другая часть будет более похожа на Final Fantasy, чем это (исключая, может быть, только My Life as a King). Хотя нет, если под Final Fantasy подразумевать игру с именно таким названием, то сходств, конечно, много: фф11, например, ровно такой же неиграбельный выпердыш.
И я думаю вот: прошёл же я (почти) все остальные финалки, можно же потратить время и пройти основные сюжетные квесты фф11 тоже.
А потом думаю - а ну его к хуям, этот перфекционизм. Время и нервы дороже. И про фф14 можно тогда тоже не думать, потому что, если честно, у меня не хватает фантазии, чтобы представить себе, как можно было сделать что-то еще хуже, чем фф11.
"Я никчемный безликий набор клише-фразочек и пустопорожней хуйни, как и вся эта игра! Am I right or am I right?"